Латинский крест
Латинским крестом (лат. Crux immissa, Crux capitata)
называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам,
причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он
ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в
целом.
До Иисуса таким символом обозначался, кроме всего прочего,
посох Аполлона — бога солнца, сына Зевса; такой символ нередко чеканили на
древнегреческих монетах.
С четвёртого века нашей эры латинский крест стал тем, с чем
он ассоциируется сейчас — символом христианства. Сегодня он также ассоциируется
со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением,
спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом
обозначают кончину и дату смерти. В России среди православных латинский крест
зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и
ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).
Распятие
Латинский крест, на котором изображен распятый Христос.
Распятие — изображение смерти Христа, принятие Им воли пославшего Его Отца.
Когда Христос на распятии с закрытыми глазами, крест называется «Мертвый
Христос», с открытыми — «Христос в агонии». Когда Христа изображают
одетым с короной на голове, крест называется
«Распятие Христа-Царя».
Изначально такие кресты украшались драгоценными камнями и означали победу,
а ягненок под или над крестом символизировал «Того кто возьмет на себя грехи
мира». Располагается над алтарем. У католиков распятие можно встретить в домах
и больницах а моряки-протестанты носили на спине татуировки распятия, поскольку
верили, что зло не тронет их, встретившись с Ликом Христа.
Еще этот крест носил название «длинный крест». Священники
помечали им то место, где нужно перекреститься. Его называют также «кинжалом»
или «обелиском».
Крест Св. Петра
Крест Святого Петра (также известный как перевёрнутый крест)
— обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско-католической
традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест святого Петра с 4 века является
одним из символов святого Петра, который, по церковному преданию, был распят
головой вниз в 67 году н.э. во время правления в Риме императора Нерона.
Происхождение данного символа связывается с церковным
преданием о том, что апостол Пётр был распят на кресте вниз головой по своей
собственной просьбе, поскольку считал себя недостойным умереть той же смертью,
какой умер Иисус Христос. В связи с тем, что Пётр считается основателем
Католической Церкви, данный символ изображён на троне папы римского. Например,
во время своего визита в Израиль папа Иоанн Павел II сидел на троне с
вырезанным в спинке крестом
Полагают, что главный символ христианства в перевёрнутом
виде представляет собой антихристианский или антирелигиозный символ. В силу
этого перевёрнутый крест получил широкое распространение в современной массовой
культуре прежде всего как символ сатанизма. Наряду с перевёрнутой пентаграммой,
перевёрнутый крест часто используется музыкантами, играющими блэк-метал. В
популярной культуре, включая такие фильмы как «Шесть демонов Эмили Роуз» и
«Омен, (сериал)"сверхъестественное"», перевёрнутый крест часто
показывается как символ Сатаны.
В любом случае в римском католицизме крест Св. Петра не
рассматривается как сатанинский символ. Однако перевёрнутое распятие несёт
смысл крайнего непочтения к христианской религии и может использоваться для
представления сил Сатаны. Различия между крестом Св. Петра и перевёрнутым
распятием иногда затеняются, что приводит к путанице в вопросах приемлемости
каждого символа. Подобная неразбериха возникла после вышеупомянутого визита
папы в Израиль. Фотография папы, сидящего на троне с крестом Св. Петра, курсировала
по Интернету и часто использовалась в попытках "доказать", что
католическая церковь связана с сатанизмом и Антихристом.
Лотарингский крест
Лотарингский крест (фр. Croix de Lorraine, иногда «анжуйский
крест», фр. Croix de Anjou,) — геральдическая
фигура, представляющая собой крест с двумя поперечинами. Название происходит от
Лотарингии — области на границе Франции и Германии, чьим символом является
лотарингский крест.
Лотарингский крест схож с патриаршим крестом, однако на
патриаршем кресте поперечины, как правило, расположены в верхней части креста,
а верхняя поперечина короче нижней. Лотарингский же крест может изображаться с
двумя равными по длине поперечинами; при этом они могут располагаться не только
в верхней части фигуры. Этот крест является также крестом Элладской
православной церкви. Он использовался, например, в Средние века в Беларуси и
часто встречается там в настоящее время.
Крест получил своё название от Лотарингии — провинции на
границе Франции и Германии. В Средние века эта провинция была независимым
княжеством. В крестовом походе в 1099 году Иерусалим был взят, а победа была
посвящена князю Лотарингии.
Существует ряд версий появления креста с двумя перекладинами
в Лотарингии. Одна из них связывает его с именем лотарингского короля
Звентибольда (франкское произношение славянского имени Святополк), правившего в
895—900 годах. Он был незаконнорожденным сыном германского императора Арнульфа
Каринтийского и крестником короля Великоморавской державы Святополка I (именно
в его честь Звентибольд получил своё имя). Эта версия не получила широкого
распространения — в первую очередь потому что, хотя связи Лотарингии и
Великоморавской державы несомненны, свидетельства использования такой формы
креста в Лотарингии того времени отсутствуют.
Наиболее распространённая версия выводит в качестве
источника появления креста в геральдической практике Людовика I, герцога
Анжуйского (1356—1360). При этом крест выступает в качестве символа реликвии —
«Истинного креста», попавшей во Францию намного раньше. Традиция связывает эту
реликвию с именем латинского патриарха Константинополя Гервазия (умершего в
1219 году), от которого она попала к Фоме, епископу Иерапетры (на острове
Крит), им была продана в 1241 году Жану Аллюи, а Жан Аллюи в 1244 году продал
её аббатству Буасье в Анжу. Здесь крест становится одной из реликвий анжуйской
династии, и начиная с Людовика I используется в качестве одного из её
династических символов — в частности, на знамёнах, монетах и т. д.
Рене Анжуйский сделал шестиконечный крест личной эмблемой, а
его внук, Рене II Лотарингский, использовал шестиконечный крест в битве при
Нанси (1477 год) против герцога Бургундии Карла Смелого в качестве
отличительного знака, в противовес бургундскому андреевскому кресту. Именно с
этого времени крест получает наименование «лотарингского» и, в частности,
попадает на некоторые городские гербы. Стоит также отметить, что герцоги
Лотарингские использовали шестиконечный крест в качестве вспомогательного
элемента личных гербов.
Папский крест
Папский Крест или Ферула (лат. ferula) — символ папского
служения. Как материальный крест, его несли перед римским папой в процессиях
или использовался им как его пастырский посох. Разновидность латинского креста,
но с тремя поперечинами.
Поперечины обозначают папское тройное правление как высшего
священника, высшего учителя и главного пастыря. Они также символизируют идею о
том, что Папа Римский, как представитель Бога на Земле, является соправителем
трёх царств: небесного, земного и адского. Число 3 также считается божественным
в некоторых культурах. Иногда такой крест называется западным тройным крестом.
Иерусалимский крест
Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов
на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским
завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти
мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем
Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос
принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул
«Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест —
это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» — это чаще
всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью
и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который
был отличительным знаком участника Крестовых походов.
Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев»,
которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция
европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.
Модифицированный крест красного цвета является символом
ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в
частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).
Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто
используется на покрывалах на алтаре. Большой крест — символ Христа, четыре
маленьких — символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих
учение на все четыре стороны света. Один из вариантов иерусалимского креста
изображён на флаге Грузии.
Пять крестов, соединённых в один символ, могут
символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.
Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в
Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя,
которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно
такое значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых
походов.
0 ком:
Отправить комментарий