Число семь, укрепившееся в
католической традиции, для главных грехов в западном христианстве ввёл Папа
Римский Григорий Великий. Он перечислил семь грехов, которые затем включил в
катехизис церкви, в сочинении под названием «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные
толкования» (Expositio in librum Iob sive Moralia. Из восьмеричной схемы он
объединил в один грех печаль с унынием, тщеславие с гордостью и добавил
зависть. Также он изменил последовательность грехов, поставив на первое место
гордыню, затем — другие «душевные» грехи, а «плотские» грехи поставив в конец.
Поэт Данте Алигьери в поэме
Божественная комедия (ок. 1307-1321), во второй её части, описывает семь кругов
чистилища в порядке, соответствующем этому перечислению семи грехов Папы
Григория.
В период средневековья большое
влияние на развитие учения о семи главных грехах в католической теологии оказал
святой Фома Аквинский, который занимался развитием этого учения в своём
фундаментальном труде «Сумма теологии». Фома писал сочинения на латыни и в
рассуждениях по этому поводу предпочитал употреблять термин vitium (англ. vice),
подразумевающий в контексте порок, склад характера, склоняющий к совершению
греха. Фома отличал это понятие от греха как неверного с моральной точки зрения
действия. Он утверждал, что грех превосходит порок в зле.
Фома Аквинский определил главные
пороки в качестве источника множества грехов следующим образом: «главный порок
таков, что имеет чрезвычайно желанную цель, так что в её вожделении человек
прибегает к совершению многих грехов, которые все берут начало в этом пороке как
их главной причине». Фома рассматривал те же семь главных грехов, которые
перечислил папа Григорий, но в несколько ином порядке. Тот же самый список
главных грехов предоставлял святой Бонавентура в сочинении «Краткое изложение
богословия»
0 ком:
Отправить комментарий