Независимый кукольный театр для нашего ландшафта явление
достаточно новое и нераспространенное. Оговоримся: театр, который может
составить конкуренцию профессиональному коллективу. Как раз самодеятельных
трупп, обивающих пороги детских садов и школ, с двумя чемоданами и кое–как
сшитыми цацками, хватает. Но именно они снижают эстетическую планку этого вида
театрального зрелища, заставляя думать, что куклы — это нечто несерьезное.
Директор и продюсер побывавшего недавно в Минске с гастролями первого и
единственного в Беларуси частного кукольного театра «Провинция» Дмитрий Гайдель
уверен: у молодых актеров есть потенциал для того, чтобы претендовать на самое
высокое место в европейской театральной семье.
— Дмитрий, насколько это вообще трудоемкое занятие —
создание собственного театра?
— Три года я его создавал.
— При этом вы остались актером Гродненского областного
театра кукол?
— Пока есть такая возможность — совмещаю. «Провинция» — это,
скорее, не коммерческий проект, а творческий. Если в Минске артистов,
режиссеров, художников знают, есть какие–то имена и брэнды, то в провинции
всего этого нет. Артисты в кино и сериалах не снимаются. Но заявить о себе
как–то хочется, пока молодые. Поэтому и решили сделать свой театр. Теперь вот
ездим по фестивалям.
— Где уже побывали?
— В Литве, Польше, Украине, Москве, Питере...
— Как принимают?
— Призы дают. Спектакль «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» режиссера Олега Жюгжды имеет уже три международных диплома.
«Превращение» по Кафке получил в этом году приз на Международном форуме
камерных театров кукол «Московские каникулы». Сейчас поедем с этой постановкой
в Рязань на знаменитые «Рязанские смотрины». Послали заявки в Германию и
Австрию. Кукольный мир немного своеобразный. Он более сплоченный. Даже если
судить по Минску: драматических театров много, кукольный — всего один. Да,
раньше к нам относились как к халтурному предприятию. Но мы не ездим по детским
садам, а занимаемся искусством. Ищем большие площадки и фестивали. Сейчас у нас
уже есть имя. Для того чтобы создать хорошую вещь, нужно вложиться, пригласить
хороших режиссеров и художников. У нас спектакли ставит главный режиссер
Гродненского областного театра кукол Олег Жюгжда, человек с европейским именем.
А над «Превращением» работал главный художник Белорусского государственного
театра кукол Валерий Рачковский.
— Основной костяк труппы — коллеги по Гродно?
— Да. В какой–то момент захотелось поэкспериментировать.
Своей площадки у нас нет. Всего 6 человек. Постановки мобильные и камерные:
хотим делать спектакли не для массового зрителя. Ищем своего — тонкого,
театрального.
— Всегда ли вас понимают?
— Одинаково хорошо принимают и на Востоке, и на Западе.
— Дмитрий, а как бы вы сформулировали главные проблемы
нашего кукольного театра?
— Они такие же, как и у драматического. Во–первых, зритель
идет в театр только тогда, когда у него в жизни все устроено. В Гродно и Минске
люди не так активно посещают кукольные площадки. У них другие заботы.
Во–вторых, здесь сохраняется недоверчивое отношение к частным театрам. Даже
люди, которые со мной учились в театральном институте, до последнего относились
к нам с иронией, мол, какая еще частная труппа? Зачем?
Но нам бы хотелось доказать, что сегодня совершенно не
важно, какой театр: частный, государственный или муниципальный. Если есть
неизменный коллектив, который занимается любимым делом, он найдет своего
зрителя.
Олег Жюгжда, главный режиссер Гродненского областного театра
кукол, постановщик спектаклей «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Превращение»:
— В Европе молодые постановщики тоже ищут свободы и
независимости, потому что государственный театр сейчас является достаточно
тяжелым, неповоротливым механизмом. Мы держимся еще на каких–то старых
советских наработках. И о том, что театр изживает себя, я говорил еще в начале
90–х гг. К этому сейчас и приходим: свертывание субсидий, дотаций, программ...
Слава Богу, что Гродненскому областному театру кукол выделили деньги на
конкретные будущие премьеры. Но маленькие труппы, как «Провинция», более
подвижны. Они серьезные конкуренты, отвечают требованиям времени. И это одна из
самых адекватных форм современного театра.
Кстати
Находящийся по соседству с театром кукол ТЮЗ, о проблемах
которого наша газета писала неоднократно, сегодня переживает не лучшие времена.
Здание закрыто на реконструкцию, спектакли проходят в Доме литератора, администрация
переехала в кинотеатр «Электрон». В редакцию пришло письмо от актрисы театра
Анны Козловой, обеспокоенной сложившейся ситуацией:
«Родное здание на «реконструкции» уже пятый год. Правда,
строительные работы там до сих пор не ведутся. Денег, говорят, нет. Но на
другие театры–то нашлись! Кинотеатр «Электрон», который нам отдали в аренду, —
холодное здание без отопления на окраине города. Актеры мужественно перенесли
эту зиму, репетируя практически в «блокадных» условиях новые спектакли. Мы
творим, играем, радуем детей. Время идет, молодые актеры уходят из театра,
старики уходят из жизни, так и не увидев ТЮЗ обновленным».
В администрации ТЮЗа подтвердили, что строительные работы
действительно пока не начались. В связи с этим коллектив направил письма в
Министерство культуры, Минский городской Совет депутатов и Минский городской
исполнительный комитет. Такой шаг комментирует директор ТЮЗа Юрий Кулик:
— Если деньги не будут выделены и нас не услышат, просто не
знаем, что делать. На каком основании средства на ремонт не поступают?.. Тем не
менее по–прежнему репетируем, выпускаем, как и раньше, 4 премьеры в сезон,
реализуем проект «ТЮЗ — детям Беларуси» — ездим с гастролями.
— Мы надеемся, что вопрос решится в самое ближайшее время, —
не теряет оптимизма начальник управления культуры Мингорисполкома Виталина
Рудикова. — 10 июня он будет обсуждаться на сессии Минского городского Совета
депутатов. ТЮЗ включен в Программу реконструкции и технического переоснащения
государственных театров, реализация которой рассчитана до 2013 года. Думаю,
уложимся в срок.
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Фото: Александр СТАДУБ
Источник: СБ
0 ком:
Отправить комментарий